Об итогах 1949-1950 учебного года и о подготовке школ к новому учебному году // Полярная правда. – 1950. – 23 июня.
V СЕССИЯ ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ЛЕПУТАТОВ Т. --Nassau. ttmseraamuA лкагалааял?! итогах • g Г | І А 1 іI /ІIJ_ ж J' J Ч ь/ І У I 2 ^гстѳйже шішл к новому учебному году Об итогах 1 9 4 9— 1 9 5 0 учебному году. Прежде всего, на го в \ отовке в новому есип выступил за- !іы.ѵ! отделом народного Липатов. г Г і*~ уЩ .:- вел) ' т , - ■ ■ і( .С С: і ':• Tf-1 - т >■' СиѴ, •> ШН* • • -■■ чество уч у ч а т :'V *ЯрЬ€ — ской ?:> уровйя советского народа. В настоящее время в области насчиты вается 1, 42 тысяч добиться, чтобы ей один ребенок ШКОЛЬ НОГО возраста не остался вне школы. Сей час нужно провести переучет детей, уточ нить районы, до начала учебного го да раскрепить по домам учителей, возло жив на них ответственность за своевре менную явку учащихся к началу заня тий в школе. Останавливаясь на вопросах ремонта >ных заведений, растет чи сло - школьных зданий, докладчик отмечает, что і - т школьной сети в З а п о -j в большинстве районов и городов области аглядное свидетельство с т а л и и -| ремонтные работы ведутся очень медленно, ты о повышении культурного В школах Л«,М 1 и 2 г. Мурманска дли тельное время отсутствовала техническая документация, школы 5 н 13 в те- , школ. В них обучается около' чение продолжительного периода не за детой — больше, чем в довоеи -1 ключали договоров с подрядчиками. В Кан- пеобходтши I свидетельствуют итога занятии в десятых классах. Здесь полная успеваемость, алеет ся много кандидатов ка золотые и сереб ряные медали. По деятельность оргашд: народного образования страдает я рядом указал, что советское прави- ...:<т> кая иартия и лично :П) и зъявляю т огромную за- ..м образовании, о советской а в год увеличивается коли-1 н’-ч‘ Г'» ы. цзро - составил!! Согетѵк етаь-шее духе, в духе беззаветной преданности пар тия Ленина— Сталина. В школах области работает много преподавателей, пользую щих^; большой любовью, авторитетом и уважением. За ое упречную деятельность на блзго- по: рище народного образования ;зтелсй Заполярья награждены ор- и медалями Советского Союза, заслуженного учителя республики о тт Павловой, Поляковой, Звоз- я Дрнбендавой, подробно остановился на ра на 1далакше до сих пор неизвестно, кто будет I ............................................ 4, 17 и 2G. Ьн'джетные ассигнования азованпе в нынешнем году і ремонтировать школы свыше 60 миллионов рублей. | Медлят с подготовкой учебных заведений у у чителя воспитывают и одр а-, к началу занятий в Терском, Печенгском п-'к-л сине в коммунистическом I и других районах области. родным 239 у- деизм и Звание приев: C-FXB >2 I зладчвк боте отдельных педагогов, рассказал, к а ким путем добиваются они высокой успе- ваем<х ги, как увязываю т изучаемый ма териал с вопросами современности, ка* зз.ни - зг -тся воспитанием учащихся. Учительница русского язы ка Умбсвой средней ш к-лы тсв. Скворцова делгет все для г-гс. чтобы знания школьников бы ли • ;чн и созязтельными. В седьмом Елззсе. ; ьгЗ она ведет в течение трех лет. нет зі, одного ученика, имеющего по руг у язы ку неудовлетворительную отметку. Сама гов. Скворцова системати чески повышает свой иейяо-теоретиче- ский уровень, в-спнтывает своих учени- & в в духе беззаветной нреданности пар тии Лез:из-а— Сталина и советскому госу дарству, в духе служ ения интересам на- роза. П:-: анализировав состояние нреподава- ш я .ітзедьаых дисциплин в школах обла сти, тов. «дпат&в отметил, что сочинения, к.. :е в этом году выпускниками, пока зл ” высокую идейность наших юно ше 5 п девушек. Занятия со биологии в рязе школ провидятся на основе передовой ю л у : апской науки. Првподаватечи тт. Шангина и Бояринцева (Мурманск), Міікузенки (Кандалакша) и другие сумели приз :гь детям любовь к естественным н а уках. шзрово практиковали экскурсии в нрироду, на рыбообрабатывающие пред- н рн ітн я. в Полярный институт с целью изучен:'..' Подготовка школ к новому учебному го ду является делом государственной важно сти. Исполкомы местных Советов депута тов трудящихся, руководители органов на родного образования должны горячо под держать ценную инициативу коллектива треста «Мурманрыбстрон» и колхозников артели «Северная звезда», решивших ока зать помощь школам в подготовке к нача лу занятий. Руководителям школ вместе с шефами и правлениями колхозов нужно без дальнейших промедлений установить график ремонтных работ и их очередность, точно определить потребное количество ра бочей силы и стройматериалов. Исполко мы районных и городских, поселковых и сельских Советов обязаны обеспечить по стоянный и всесторонний контроль за хо дом подготовки школ к новому учебному году. Докладчик остановился также на обеспе чении школ учебниками, наглядными по собиями, на организации летнего отдыха детей. В предстоящем учебном году, — заявил он, — всем работникам народного образования предстоит много поработать над тем, чтобы значительно улучшить по становку обучения и воспитания детей в школах области. По докладу тов. Липатова на сессии развернулись прения. Депутат тов. Сгргзэв указал, что мест ные Советы депутатов трудящихся, город ские и районные отделы народного образо вания недостаточно еще заботятся о пол ном охвате учебой всех детей школьного возраста. Серьезным недочетом в работе ва, указав на недостатки в деятельности руководимого ею отдела, высказала ряд претензий в адрес областного отдела на родного образования. Институт усовершен ствования учителей не обобщает опыта лучших преподавателей, деятельность его методистов носит узко-практитеоший ха- ракте р. ’ — В течение нескольких лет в школах ■Мурманской области низка успеваемость, : — сказал в своем выступлении секретарь областного комитета ВІІГМ) то». Про- : кофьев. — Это является следствием того, : что в работе областного отдела народного : образования имеются существенные недо- : статки. Инспекторы облоно редко бывают в районах, мало интересуются деятельно- I етыо школ. Сам тов. Липатов всего лишь ! один раз выезжал из Мурманска. Нахо- Решение партии и правительства об о с -1дЯіСЬ s Саамском районе, он вскрыл неко- вобожденпи школьных иомешешш, заня- ТСрЫе недостатки в постановке воониташш тых не по назначению, указала т в. Ант- и обучения учащихся, но не указал пути ропова, полностью не выполнялся. В Мур-. устранения этих недостатков, не научил манске, например, спортивный зал второй ухщтелей, как можно и нужно добиться школы сдается в аренду городскому коми- j уд-у^іщения раюоты. Заведующий облоно ни тету физкультуры, который в свою оче- j Hg При!с,утст&с,зал на уроках и в шко- редь предоставляет его для пользования | лах _\}урчаБока. о недостатках руімвод- серьезных недостатков. Передовые методы работы учителей-отличников по-настояше- му не изучаются и не о'обніаг.-т-’я. J чи- теля пятых классов не знают зм:;ы начальной школы и в результата не соб людают принципов пост*»иеяи!.«го с-звенил материала. Известно, что в первые классы приходят дети, в большинстве своем вос питывавшиеся в детских садах. Между тем, между детским садом и школой пет никакой связи. Слаба у нас еще педагоги ческая пропаганда, отсутствует крепкий, деловой контакт школы с семьей учаще гося. добровольным спортивным оощесгвам, что несомненно, могла бы с пользой для себя делать и сама школа, если бы она распо лагала этим залом. стза со стороны областного оттела народ ного образования говорит и тот факт, что из года в год школы Заполярья испыты вают недостаток в преподавателях. Полу- Депутат тов. Антропова высказала к р п -, чается так потому, что тов. Липатов на- тичсское замечание в адрес учительского, чизнает заііотиться оэ обеспечении школ института. Будущие учителя получают; кадрами не весной, а в период подготовки мало практических навыков воспитатель ной работы. Необходимо добиться, чтобы о школах ооласти нехватает нагляд- каждып выпускник института был бы не ных пооо^тай. Между тем, средства для их только хорошим преподавателем, но и вое- п р и о б р е т е н и я имеются. Недостаток учиб- иитателом. ных пооо&ий в ряде пгкол 'Іериберского Председатель Кировского райисполкома и Терского районов сказался на успевае- тов. Можуйко, говоря о ходе иодгоговки к мости. Вина за* это ложится н<з> оол-оно и новому учеоному году, поставит в пример шефов школы Лз 11, которые уже \шотое сделали для того, чт.бы она образцово подготовилась к началу занятий. Однако не все еще шефствующие организации оказывают школам должную помощь. На причинах низкой успеваемости в ря де школ области остановился начальник I управления министерства юстиции при | Яялякнн. Наличие боль- ] тов. Липатова. Школьный сектор област ного отдела народного образования, воз главляемый тов. Кузнецовой, работает без- киициативно, слабо контролирует учите лей. Сессия должна указать тов. Липато ву на неправильный стиль работы руко водимого им отдела. — Притона низкой успеваемости кроет ся и в том, — отметил тов. Прокофьев,— что плохо организован обмен передовым степ Говоря TEB3B. 3 ПвВліЧЬС ДО1.-Л.- J ■ Борьба с кроен: ч Еж н школ является большое число второгодн и -. ков Это — результат того, что борьба, ли место случаи прихода преподавателей за высокую успеваемость учащихся не на урок без заранее составленного плана. стала еще делом всех учителей, комсо- __ Плохо еще ведется воспитательная польских и пионерских организаций. На- р а ^ а с детьми. Учителя, комсомольские личие второгодников говорит и о том, что и пионерские организации равнодушно некоторые преподаватели допускают фор- J ^ .^ р я ^ на то, что дети порою не ссблю- мализм в работе, а руководители органов j длют элементарных правил вежливости, народного образования порою с этим ми-1 гадада проявляют грубость. Советский че- богатетв и достопримечательно- j рятся. | ловек отличается высокой культурой, зо края. j Тов. Сергеев поставил вопрос о свое - ' Обязанность школы воспитывать з нашей о работе педагогических к о л л е к -, временном обеспечении школ учебниками,1д ^ о р е это благородное ••-:аічзк указал, что лучшей ус- j тетрадями, наглядными пособиями. Сле - 1 г. как и в предыдущие годы ,'дует такж е во-время оборудовать учебные! ѵчятетя УмбскоЗ средней ш ко лы .1кабинеты, добиться того, чтобы школы второгодничеством стала здесь 1были обеспечены необходимым количест-; отметила в своем выступлении, - : ч педагогов, комсомольской и : вом учительских кадров. Деятельностью ластнои отдел народного о^раіквания пл Г- организаций, всех учащихся, ішкол, постановкой обучения и воспитания хо контролировал разоту школ района, м - " шлжиы постоянно интересе- Л 0 оказывал им помощи. Между тем, в по- в работе школ и органов Гіапш хся должны постоянно интересе облисполкоме тсв. гаого количества второгодников обгоняется | опытом. В районах оіласти немало моло- тем, что областной отдел народного обра- j дых учителей, которые должны перени- зсеанпя не организовал необходиуой ме- j мать все ценное от опытных нреподавате- тедической помощи педагогическим кадрам .; лей. Однако этому вопросу уделяется все Отсутствие такой помощи приводит к де-| Сще мало внимания, квалификации учителей, люди отстают о т ' высоких требований, предъявляемых к ра ботникам народного образования. В Кан далакше, Саамском и других районах име- качество. Заведующая Кольским районным отде лом народного образования тов. Латышева тем. имеет MtCTo ваться партитшые и комсомольские орга- стаяовке уче'.)Ного процесса много существенных недостатков. Достаточ- з(І азоваяия в истекшем учео пп м п іо чп чѵ п е л . шгзацин, вникать в на раиоту, ш м ош м і л .--------- но сказать, что успеваемость в чыненп ем ■ году ниже, чем в прошлом учебном году, | велике число второгодников. Одной из і причин этого является неудоыетвори- | тельный подбор руководителей школ. Так, например, в августе прошлого года для укрепления средней школы в поселке Ко ла был направлен тов. Свистунов и это в то время, когда областной отдел народ ного образования знал, что Свистунов не ; способен вытравить положение. С его при ходом постановка дела не улучшилась, в • средней школе шшрежнему имеется много ' недостатков. Тов. Латышева указала, что подготовка школ к новому учебному году ведется то# зз ),:‘ слабое знакомство учащихся ’ но организована методическая подготовка; неудовлетворительно. Серьезное опасение с j-гур-ными произведениями. Па э к - ' педагогических кадров. В этом пованньг вызывает ход строителі^ства новой средней гз з з : • : ' - - ’.-длось, что часть школьников областной отдел народного образования и ! школы в районном центре, медленно ве- ЧЕ7а“г ! иало, многие не знают н а - ' его заведующие тов. Липатов, который *дутоя работы в школе, находящейся в В і р О д ш г . Ѵ w y u w v u u i > x > « J t . шт г- зу “зз-зь много серьезных недо- ’ низании, вникать в их работу, оказывать статз- ?, В і-И і» число учащихся, о с т а в -. т практическую номошь. зекзз із за b3<j3« 5 рад в первых классах, I На работе школ Кандалакшского района — т-а. н в Мурманске их н асчи ты вается' остановился в своем выступлении предсе- 2 1 ? н з з - ^ к . Результаты экзаменов в ч е т - 1датель Кандалакшского горисполкома тов. аертых к.? . -сах показывают, что до сих Гущин. Предварительные итоги учебного вер уделяется мало внимания само- года> — сказал он, — оставляют желать сто лтел - ;зЛ ;те школьников дома. Уча- ’ много лучшего. Значительное число пп> я ::.;тых класс в имеют большие про- школьников оставлено на второй год и по- белы з знаниях по грамматике и в навы- лучило задания на осень. Об'ясняется это, ках з із исания. Это положение особен- в частности, тем, что учителя начальных но х а з . кт*з'нн<> для отдаленных сельских классов мало работают с отстающими уче- і щз-пз и п; :. з-пзя следствием того, что их никами в процессе обучения. Городской »‘ 3 :й- л ■■« ть отдел народного образования же отдел народного образования не вскрыл к-.':” . т очень слабо. В постановил своевременно этого крупного упущения, н е . з:;* іа в а п м литературы в старших клае- добился ликвидации подобного явно не нор-! сах 'г.:*тней школы основным недоче-1 мальиого положения. Неудовлстворктель- нгу • • зйи из художественной прозы \ ;я.ло интересуется постановкой методиче- я -зд ст:і:«-творений, предусмотренных: CKOg работы. В Кандалакшском районе про' 7 -імѵ- 2. Директоры школ в совершен- ’ насчитывается много педагогов-мастеров во : тйогЗ степени занимаются pa- Jсвоего дела: заслуженный учитель РСФСР і і к ж школьных библиотек и мало за/ютят- тов з в;>аскова, учителя тт. Бровина, Бра- ея ■ • * ' і : .":>3" ном попо.тнйши их х у - . гина и другие. И в то же время в школах, в литературой. работают педагоги, которые порою плохо; Н., /,о і:< м о устранить эти п -д ^ т а т к и в оправляются с восложенными на них бол ь -, шими и почетными обязанностями. Для того, чтобы поднять этих учителей до уровня передовых, требуется большая по мощь со стороны областного отдела народ ного образования. иг--;.к . ■-'.••ом году, усилить контроль за х«но* уч<"'но-восоятательного процесса, аз ; з : з'->стью учителей и руководите- « 2 12 ГК..Л Решительно следует вытравить € ■ : * в педагогической работе, уде- - ешое внимание методике| Тов. Гушин отметил, что в районе не- гр , . , . , , ; 7 Ши ре пужио К€пол ьзовзть хватает учителей по иностранным языкам. o rj.it к в іл яф кпи{>оваітых учителей, на Создалось недопустимое положение — в і в т *ичетких ой'единениях города, к у с т а ,: двух школах из-за отсутствия нроподава- J г - - • О суж д ать состояние п г п о - татя учащиеся не изучала иностранный | } W m n m того или иного предмета я п у т и ' язык. Другие учителя, которые ведут этот j F t p : , --г: я ч г :гмни\сз из. '••татков. Учите-1 предмет, дают по восемь — десять уроков! іу , ольские в пионерские ор ган и за -!в день. Совеі>шенно очевидно, что при т а - j -Ijwi -Ятем обязаны добиться такого ііоле-1кой нагрузке страдает качество црепода- чтобы штекл.ісснзя работа всемер- вапия. і ■■Ш т ■і^ібетвовала порьгшению зш ний — В истекшем учебном году школы об-' более качественному идеиному ЛГіСта и отделы народного образования до- а з % • :• j бились некоторых успехов в своей работе, гу -.- .— і«чл»іа 6w?a т»ос*ятпеяа — сказала в своем выступ іеяии депутат колхозе «Тулома». О несерьезном подборе учительских кадров рассказал на сештп и. о. предсе дателя Полярного райисполкома тов. Рож ков. В Ура-губскую школу областной от дел народного образования направил учи теля, страдающего иснчичским расстрой ством. Его пришлось освободить от рабо т а . Присланный на его место преподава тель также не отвечал пред’являемым требованиям. Долгое время не был уком плектован отдел народного образования исполкома. Несомненно, что все это ска зывается на деятельности школ района. Депутат тов. Пирогов отметил, что од ной из причин низкой успеваемости уча- являетс.я слабая методическая по мощь, которую получают учителя. Ин спекторский состав областного отдела на родного образования работает все еще Тов. Прокофьев указал, что облиспол ком слабо руководит своим отделом народ ного образования. В течение 1949— 1950 учебного года исполком областного Совета депутатов трудящихся не заслушал ни одного отчета райисполкома и гориспол кома о состоянии работы школ, об ока зании им немощи. Неудовлетворительно 5 руководят отделами народного образования городские и районные исполкомы. Мур манский горисполком до сих пор мирится с тем, что в городе нет ни одного вне школьного учреждения, что внешкольная работа поставлена исключительно плохо. Городские и районные исполкомы, за иск лючением Мончегорского горисполкома, не провели никакой работы с населением, чтобы привлечь его к благоустройству : детских площадок. ; До сих пор плохо организован культур ный отдых детворы. Вина за это ложится на комсомольские организации, которые «ало занимаются воспитанпем детей. Ме жду' тем, комсомол должен серьезно занять- . ся этим важным государственным делом. I Сейчас но всей стране развернулось оо- ; циалистическое соревнование за отличную подготовку школ к новому учебному году. Для того, чтобы это соревпоіз-гп яр в нашей области приняло широкий размах, следует провести собрания партийного, хозяйст венного и комсомольского актива и оосу- ; тить на них вопросы, связанные с подго товкой к началу занятий. ' В ряде городов и районов области под- I готовка школ к новому учебному году ве- ' детея медленно. Тов. Прокофьев приводит пример, имевший место на комбинате «Апатпт». Директор комбината тов. Селел- I нев долго спорил с общественными орга низациями о том, как отгем^нтиротѵть школу. Когда же они обратились к рабо там, выход был найден. Коллектив пред- 1приятия обязался отремонтировать школу во внеурочное время и за счет сэконом ленных материалов на производстве. ! Качество строительства школьных зда ний оставляет желать много лучшего. В работе допускается брак, имеют место не доделки. Пужио разбираться в причинах брака и отдельных руководителей при- . звать к порядку. j Вопрос о работе школ имеет большое j государственное значение. Органы народ- ! ного образования могут справиться с по- ‘ ставленными перед ними ответственными задачами л т п ь при условии, если они по- .тучат помощь от всей общественности. Эта помощь должна оказываться повсе дневно. В прениях по докладу тов. Липатова выступили также и. о. председателя Мон- плохо. Инспекторы, п ри еж ая в шкоту, как че горе кого горисполкома тов. Лнзбасов а правило, только фиксируют недостат ки. Инспектирование же учителей, дирек торов и заведующих школ, руководство их деятельностью отсутствуют. Заведующая Мурманским городским от- Hji ьвм su&ja хСллсти £ новол у , т , Антрыша. — Об этом убедительно. |елом народяедо сюраооаашя тов. Сівкдо- управляющий трестом «Мурмаяскстрои» тов. Оіьеровкч. Сессия приняла развернутое решение, направленное на устранение недостатков в работе школ области тг в а гѵбра.зповую и о ^ -ош к у а д а новому учебному гоіу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz