Об итогах 1949-1950 учебного года и о подготовке школ к новому учебному году // Полярная правда. – 1950. – 23 июня.

V СЕССИЯ ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ЛЕПУТАТОВ Т. --Nassau. ttmseraamuA лкагалааял?! итогах • g Г | І А 1 іI /ІIJ_ ж J' J Ч ь/ І У I 2 ^гстѳйже шішл к новому учебному году Об итогах 1 9 4 9— 1 9 5 0 учебному году. Прежде всего, на го в \ отовке в новому есип выступил за- !іы.ѵ! отделом народного Липатов. г Г і*~ уЩ .:- вел) ' т , - ■ ■ і( .С С: і ':• Tf-1 - т >■' СиѴ, •> ШН* • • -■■ чество уч у ч а т :'V *ЯрЬ€ — ской ?:> уровйя советского народа. В настоящее время в области насчиты ­ вается 1, 42 тысяч добиться, чтобы ей один ребенок ШКОЛЬ­ НОГО возраста не остался вне школы. Сей­ час нужно провести переучет детей, уточ­ нить районы, до начала учебного го­ да раскрепить по домам учителей, возло­ жив на них ответственность за своевре­ менную явку учащихся к началу заня­ тий в школе. Останавливаясь на вопросах ремонта >ных заведений, растет чи сло - школьных зданий, докладчик отмечает, что і - т школьной сети в З а п о -j в большинстве районов и городов области аглядное свидетельство с т а л и и -| ремонтные работы ведутся очень медленно, ты о повышении культурного В школах Л«,М 1 и 2 г. Мурманска дли­ тельное время отсутствовала техническая документация, школы 5 н 13 в те- , школ. В них обучается около' чение продолжительного периода не за­ детой — больше, чем в довоеи -1 ключали договоров с подрядчиками. В Кан- пеобходтши I свидетельствуют итога занятии в десятых классах. Здесь полная успеваемость, алеет­ ся много кандидатов ка золотые и сереб­ ряные медали. По деятельность оргашд: народного образования страдает я рядом указал, что советское прави- ...:<т> кая иартия и лично :П) и зъявляю т огромную за- ..м образовании, о советской а в год увеличивается коли-1 н’-ч‘ Г'» ы. цзро - составил!! Согетѵк етаь-шее духе, в духе беззаветной преданности пар­ тия Ленина— Сталина. В школах области работает много преподавателей, пользую­ щих^; большой любовью, авторитетом и уважением. За ое упречную деятельность на блзго- по: рище народного образования ;зтелсй Заполярья награждены ор- и медалями Советского Союза, заслуженного учителя республики о тт Павловой, Поляковой, Звоз- я Дрнбендавой, подробно остановился на ра­ на 1далакше до сих пор неизвестно, кто будет I ............................................ 4, 17 и 2G. Ьн'джетные ассигнования азованпе в нынешнем году і ремонтировать школы свыше 60 миллионов рублей. | Медлят с подготовкой учебных заведений у у чителя воспитывают и одр а-, к началу занятий в Терском, Печенгском п-'к-л сине в коммунистическом I и других районах области. родным 239 у- деизм и Звание приев: C-FXB >2 I зладчвк боте отдельных педагогов, рассказал, к а­ ким путем добиваются они высокой успе- ваем<х ги, как увязываю т изучаемый ма­ териал с вопросами современности, ка* зз.ни - зг -тся воспитанием учащихся. Учительница русского язы ка Умбсвой средней ш к-лы тсв. Скворцова делгет все для г-гс. чтобы знания школьников бы­ ли • ;чн и созязтельными. В седьмом Елззсе. ; ьгЗ она ведет в течение трех лет. нет зі, одного ученика, имеющего по руг у язы ку неудовлетворительную отметку. Сама гов. Скворцова системати­ чески повышает свой иейяо-теоретиче- ский уровень, в-спнтывает своих учени- & в в духе беззаветной нреданности пар­ тии Лез:из-а— Сталина и советскому госу­ дарству, в духе служ ения интересам на- роза. П:-: анализировав состояние нреподава- ш я .ітзедьаых дисциплин в школах обла­ сти, тов. «дпат&в отметил, что сочинения, к.. :е в этом году выпускниками, пока зл ” высокую идейность наших юно­ ше 5 п девушек. Занятия со биологии в рязе школ провидятся на основе передовой ю л у : апской науки. Првподаватечи тт. Шангина и Бояринцева (Мурманск), Міікузенки (Кандалакша) и другие сумели приз :гь детям любовь к естественным н а ­ уках. шзрово практиковали экскурсии в нрироду, на рыбообрабатывающие пред- н рн ітн я. в Полярный институт с целью изучен:'..' Подготовка школ к новому учебному го­ ду является делом государственной важно­ сти. Исполкомы местных Советов депута­ тов трудящихся, руководители органов на­ родного образования должны горячо под­ держать ценную инициативу коллектива треста «Мурманрыбстрон» и колхозников артели «Северная звезда», решивших ока­ зать помощь школам в подготовке к нача­ лу занятий. Руководителям школ вместе с шефами и правлениями колхозов нужно без дальнейших промедлений установить график ремонтных работ и их очередность, точно определить потребное количество ра­ бочей силы и стройматериалов. Исполко­ мы районных и городских, поселковых и сельских Советов обязаны обеспечить по­ стоянный и всесторонний контроль за хо­ дом подготовки школ к новому учебному году. Докладчик остановился также на обеспе­ чении школ учебниками, наглядными по­ собиями, на организации летнего отдыха детей. В предстоящем учебном году, — заявил он, — всем работникам народного образования предстоит много поработать над тем, чтобы значительно улучшить по­ становку обучения и воспитания детей в школах области. По докладу тов. Липатова на сессии развернулись прения. Депутат тов. Сгргзэв указал, что мест­ ные Советы депутатов трудящихся, город­ ские и районные отделы народного образо­ вания недостаточно еще заботятся о пол­ ном охвате учебой всех детей школьного возраста. Серьезным недочетом в работе ва, указав на недостатки в деятельности руководимого ею отдела, высказала ряд претензий в адрес областного отдела на­ родного образования. Институт усовершен­ ствования учителей не обобщает опыта лучших преподавателей, деятельность его методистов носит узко-практитеоший ха- ракте р. ’ — В течение нескольких лет в школах ■Мурманской области низка успеваемость, : — сказал в своем выступлении секретарь областного комитета ВІІГМ) то». Про- : кофьев. — Это является следствием того, : что в работе областного отдела народного : образования имеются существенные недо- : статки. Инспекторы облоно редко бывают в районах, мало интересуются деятельно- I етыо школ. Сам тов. Липатов всего лишь ! один раз выезжал из Мурманска. Нахо- Решение партии и правительства об о с -1дЯіСЬ s Саамском районе, он вскрыл неко- вобожденпи школьных иомешешш, заня- ТСрЫе недостатки в постановке воониташш тых не по назначению, указала т в. Ант- и обучения учащихся, но не указал пути ропова, полностью не выполнялся. В Мур-. устранения этих недостатков, не научил манске, например, спортивный зал второй ухщтелей, как можно и нужно добиться школы сдается в аренду городскому коми- j уд-у^іщения раюоты. Заведующий облоно ни тету физкультуры, который в свою оче- j Hg При!с,утст&с,зал на уроках и в шко- редь предоставляет его для пользования | лах _\}урчаБока. о недостатках руімвод- серьезных недостатков. Передовые методы работы учителей-отличников по-настояше- му не изучаются и не о'обніаг.-т-’я. J чи- теля пятых классов не знают зм:;ы начальной школы и в результата не соб­ людают принципов пост*»иеяи!.«го с-звенил материала. Известно, что в первые классы приходят дети, в большинстве своем вос­ питывавшиеся в детских садах. Между тем, между детским садом и школой пет никакой связи. Слаба у нас еще педагоги­ ческая пропаганда, отсутствует крепкий, деловой контакт школы с семьей учаще­ гося. добровольным спортивным оощесгвам, что несомненно, могла бы с пользой для себя делать и сама школа, если бы она распо­ лагала этим залом. стза со стороны областного оттела народ­ ного образования говорит и тот факт, что из года в год школы Заполярья испыты­ вают недостаток в преподавателях. Полу- Депутат тов. Антропова высказала к р п -, чается так потому, что тов. Липатов на- тичсское замечание в адрес учительского, чизнает заііотиться оэ обеспечении школ института. Будущие учителя получают; кадрами не весной, а в период подготовки мало практических навыков воспитатель­ ной работы. Необходимо добиться, чтобы о школах ооласти нехватает нагляд- каждып выпускник института был бы не ных пооо^тай. Между тем, средства для их только хорошим преподавателем, но и вое- п р и о б р е т е н и я имеются. Недостаток учиб- иитателом. ных пооо&ий в ряде пгкол 'Іериберского Председатель Кировского райисполкома и Терского районов сказался на успевае- тов. Можуйко, говоря о ходе иодгоговки к мости. Вина за* это ложится н<з> оол-оно и новому учеоному году, поставит в пример шефов школы Лз 11, которые уже \шотое сделали для того, чт.бы она образцово подготовилась к началу занятий. Однако не все еще шефствующие организации оказывают школам должную помощь. На причинах низкой успеваемости в ря­ де школ области остановился начальник I управления министерства юстиции при | Яялякнн. Наличие боль- ] тов. Липатова. Школьный сектор област­ ного отдела народного образования, воз­ главляемый тов. Кузнецовой, работает без- киициативно, слабо контролирует учите­ лей. Сессия должна указать тов. Липато­ ву на неправильный стиль работы руко­ водимого им отдела. — Притона низкой успеваемости кроет­ ся и в том, — отметил тов. Прокофьев,— что плохо организован обмен передовым степ Говоря TEB3B. 3 ПвВліЧЬС ДО1.-Л.- J ■ Борьба с кроен: ч Еж н школ является большое число второгодн и -. ков Это — результат того, что борьба, ли место случаи прихода преподавателей за высокую успеваемость учащихся не на урок без заранее составленного плана. стала еще делом всех учителей, комсо- __ Плохо еще ведется воспитательная польских и пионерских организаций. На- р а ^ а с детьми. Учителя, комсомольские личие второгодников говорит и о том, что и пионерские организации равнодушно некоторые преподаватели допускают фор- J ^ .^ р я ^ на то, что дети порою не ссблю- мализм в работе, а руководители органов j длют элементарных правил вежливости, народного образования порою с этим ми-1 гадада проявляют грубость. Советский че- богатетв и достопримечательно- j рятся. | ловек отличается высокой культурой, зо края. j Тов. Сергеев поставил вопрос о свое - ' Обязанность школы воспитывать з нашей о работе педагогических к о л л е к -, временном обеспечении школ учебниками,1д ^ о р е это благородное ••-:аічзк указал, что лучшей ус- j тетрадями, наглядными пособиями. Сле - 1 г. как и в предыдущие годы ,'дует такж е во-время оборудовать учебные! ѵчятетя УмбскоЗ средней ш ко лы .1кабинеты, добиться того, чтобы школы второгодничеством стала здесь 1были обеспечены необходимым количест-; отметила в своем выступлении, - : ч педагогов, комсомольской и : вом учительских кадров. Деятельностью ластнои отдел народного о^раіквания пл Г- организаций, всех учащихся, ішкол, постановкой обучения и воспитания хо контролировал разоту школ района, м - " шлжиы постоянно интересе- Л 0 оказывал им помощи. Между тем, в по- в работе школ и органов Гіапш хся должны постоянно интересе облисполкоме тсв. гаого количества второгодников обгоняется | опытом. В районах оіласти немало моло- тем, что областной отдел народного обра- j дых учителей, которые должны перени- зсеанпя не организовал необходиуой ме- j мать все ценное от опытных нреподавате- тедической помощи педагогическим кадрам .; лей. Однако этому вопросу уделяется все Отсутствие такой помощи приводит к де-| Сще мало внимания, квалификации учителей, люди отстают о т ' высоких требований, предъявляемых к ра­ ботникам народного образования. В Кан­ далакше, Саамском и других районах име- качество. Заведующая Кольским районным отде­ лом народного образования тов. Латышева тем. имеет MtCTo ваться партитшые и комсомольские орга- стаяовке уче'.)Ного процесса много существенных недостатков. Достаточ- з(І азоваяия в истекшем учео пп м п іо чп чѵ п е л . шгзацин, вникать в на раиоту, ш м ош м і л .--------- но сказать, что успеваемость в чыненп ем ■ году ниже, чем в прошлом учебном году, | велике число второгодников. Одной из і причин этого является неудоыетвори- | тельный подбор руководителей школ. Так, например, в августе прошлого года для укрепления средней школы в поселке Ко­ ла был направлен тов. Свистунов и это в то время, когда областной отдел народ­ ного образования знал, что Свистунов не ; способен вытравить положение. С его при­ ходом постановка дела не улучшилась, в • средней школе шшрежнему имеется много ' недостатков. Тов. Латышева указала, что подготовка школ к новому учебному году ведется то# зз ),:‘ слабое знакомство учащихся ’ но организована методическая подготовка; неудовлетворительно. Серьезное опасение с j-гур-ными произведениями. Па э к - ' педагогических кадров. В этом пованньг вызывает ход строителі^ства новой средней гз з з : • : ' - - ’.-длось, что часть школьников областной отдел народного образования и ! школы в районном центре, медленно ве- ЧЕ7а“г ! иало, многие не знают н а - ' его заведующие тов. Липатов, который *дутоя работы в школе, находящейся в В і р О д ш г . Ѵ w y u w v u u i > x > « J t . шт г- зу “зз-зь много серьезных недо- ’ низании, вникать в их работу, оказывать статз- ?, В і-И і» число учащихся, о с т а в -. т практическую номошь. зекзз із за b3<j3« 5 рад в первых классах, I На работе школ Кандалакшского района — т-а. н в Мурманске их н асчи ты вается' остановился в своем выступлении предсе- 2 1 ? н з з - ^ к . Результаты экзаменов в ч е т - 1датель Кандалакшского горисполкома тов. аертых к.? . -сах показывают, что до сих Гущин. Предварительные итоги учебного вер уделяется мало внимания само- года> — сказал он, — оставляют желать сто лтел - ;зЛ ;те школьников дома. Уча- ’ много лучшего. Значительное число пп> я ::.;тых класс в имеют большие про- школьников оставлено на второй год и по- белы з знаниях по грамматике и в навы- лучило задания на осень. Об'ясняется это, ках з із исания. Это положение особен- в частности, тем, что учителя начальных но х а з . кт*з'нн<> для отдаленных сельских классов мало работают с отстающими уче- і щз-пз и п; :. з-пзя следствием того, что их никами в процессе обучения. Городской »‘ 3 :й- л ■■« ть отдел народного образования же отдел народного образования не вскрыл к-.':” . т очень слабо. В постановил своевременно этого крупного упущения, н е . з:;* іа в а п м литературы в старших клае- добился ликвидации подобного явно не нор-! сах 'г.:*тней школы основным недоче-1 мальиого положения. Неудовлстворктель- нгу • • зйи из художественной прозы \ ;я.ло интересуется постановкой методиче- я -зд ст:і:«-творений, предусмотренных: CKOg работы. В Кандалакшском районе про' 7 -імѵ- 2. Директоры школ в совершен- ’ насчитывается много педагогов-мастеров во : тйогЗ степени занимаются pa- Jсвоего дела: заслуженный учитель РСФСР і і к ж школьных библиотек и мало за/ютят- тов з в;>аскова, учителя тт. Бровина, Бра- ея ■ • * ' і : .":>3" ном попо.тнйши их х у - . гина и другие. И в то же время в школах, в литературой. работают педагоги, которые порою плохо; Н., /,о і:< м о устранить эти п -д ^ т а т к и в оправляются с восложенными на них бол ь -, шими и почетными обязанностями. Для того, чтобы поднять этих учителей до уровня передовых, требуется большая по­ мощь со стороны областного отдела народ­ ного образования. иг--;.к . ■-'.••ом году, усилить контроль за х«но* уч<"'но-восоятательного процесса, аз ; з : з'->стью учителей и руководите- « 2 12 ГК..Л Решительно следует вытравить € ■ : * в педагогической работе, уде- - ешое внимание методике| Тов. Гушин отметил, что в районе не- гр , . , . , , ; 7 Ши ре пужио К€пол ьзовзть хватает учителей по иностранным языкам. o rj.it к в іл яф кпи{>оваітых учителей, на Создалось недопустимое положение — в і в т *ичетких ой'единениях города, к у с т а ,: двух школах из-за отсутствия нроподава- J г - - • О суж д ать состояние п г п о - татя учащиеся не изучала иностранный | } W m n m того или иного предмета я п у т и ' язык. Другие учителя, которые ведут этот j F t p : , --г: я ч г :гмни\сз из. '••татков. Учите-1 предмет, дают по восемь — десять уроков! іу , ольские в пионерские ор ган и за -!в день. Совеі>шенно очевидно, что при т а - j -Ijwi -Ятем обязаны добиться такого ііоле-1кой нагрузке страдает качество црепода- чтобы штекл.ісснзя работа всемер- вапия. і ■■Ш т ■і^ібетвовала порьгшению зш ний — В истекшем учебном году школы об-' более качественному идеиному ЛГіСта и отделы народного образования до- а з % • :• j бились некоторых успехов в своей работе, гу -.- .— і«чл»іа 6w?a т»ос*ятпеяа — сказала в своем выступ іеяии депутат колхозе «Тулома». О несерьезном подборе учительских кадров рассказал на сештп и. о. предсе­ дателя Полярного райисполкома тов. Рож­ ков. В Ура-губскую школу областной от­ дел народного образования направил учи­ теля, страдающего иснчичским расстрой­ ством. Его пришлось освободить от рабо­ т а . Присланный на его место преподава­ тель также не отвечал пред’являемым требованиям. Долгое время не был уком­ плектован отдел народного образования исполкома. Несомненно, что все это ска­ зывается на деятельности школ района. Депутат тов. Пирогов отметил, что од­ ной из причин низкой успеваемости уча- являетс.я слабая методическая по­ мощь, которую получают учителя. Ин­ спекторский состав областного отдела на­ родного образования работает все еще Тов. Прокофьев указал, что облиспол­ ком слабо руководит своим отделом народ­ ного образования. В течение 1949— 1950 учебного года исполком областного Совета депутатов трудящихся не заслушал ни одного отчета райисполкома и гориспол­ кома о состоянии работы школ, об ока­ зании им немощи. Неудовлетворительно 5 руководят отделами народного образования городские и районные исполкомы. Мур­ манский горисполком до сих пор мирится с тем, что в городе нет ни одного вне­ школьного учреждения, что внешкольная работа поставлена исключительно плохо. Городские и районные исполкомы, за иск­ лючением Мончегорского горисполкома, не провели никакой работы с населением, чтобы привлечь его к благоустройству : детских площадок. ; До сих пор плохо организован культур­ ный отдых детворы. Вина за это ложится на комсомольские организации, которые «ало занимаются воспитанпем детей. Ме­ жду' тем, комсомол должен серьезно занять- . ся этим важным государственным делом. I Сейчас но всей стране развернулось оо- ; циалистическое соревнование за отличную подготовку школ к новому учебному году. Для того, чтобы это соревпоіз-гп яр в нашей области приняло широкий размах, следует провести собрания партийного, хозяйст­ венного и комсомольского актива и оосу- ; тить на них вопросы, связанные с подго­ товкой к началу занятий. ' В ряде городов и районов области под- I готовка школ к новому учебному году ве- ' детея медленно. Тов. Прокофьев приводит пример, имевший место на комбинате «Апатпт». Директор комбината тов. Селел- I нев долго спорил с общественными орга­ низациями о том, как отгем^нтиротѵть школу. Когда же они обратились к рабо­ там, выход был найден. Коллектив пред- 1приятия обязался отремонтировать школу во внеурочное время и за счет сэконом­ ленных материалов на производстве. ! Качество строительства школьных зда­ ний оставляет желать много лучшего. В работе допускается брак, имеют место не­ доделки. Пужио разбираться в причинах брака и отдельных руководителей при- . звать к порядку. j Вопрос о работе школ имеет большое j государственное значение. Органы народ- ! ного образования могут справиться с по- ‘ ставленными перед ними ответственными задачами л т п ь при условии, если они по- .тучат помощь от всей общественности. Эта помощь должна оказываться повсе­ дневно. В прениях по докладу тов. Липатова выступили также и. о. председателя Мон- плохо. Инспекторы, п ри еж ая в шкоту, как че горе кого горисполкома тов. Лнзбасов а правило, только фиксируют недостат­ ки. Инспектирование же учителей, дирек­ торов и заведующих школ, руководство их деятельностью отсутствуют. Заведующая Мурманским городским от- Hji ьвм su&ja хСллсти £ новол у , т , Антрыша. — Об этом убедительно. |елом народяедо сюраооаашя тов. Сівкдо- управляющий трестом «Мурмаяскстрои» тов. Оіьеровкч. Сессия приняла развернутое решение, направленное на устранение недостатков в работе школ области тг в а гѵбра.зповую и о ^ -ош к у а д а новому учебному гоіу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz